Схема: расположение рисунков
1-го этажа.
Схема: расположение рисунков
2-го этажа.
«Изображения в пещере выполнены краской двух цветов – красной и черной, причем последняя была замечена только через пять лет после находки древних росписей! Зато исследователи были вознаграждены открытием великолепных изображений, сконцентрированных в Дальнем зале. В Большом зале только в двух местах отмечено использование черной краски.
Рисунки выполнены тремя способами: линейным, контурным и силуэтным, а размещены они на стенах, полусводах, сводах и в нишах подземной полости. Сохранность рисунков плохая, только в Дальнем зале кальцитовая пленка продолжает придавать яркость краске, особенно красной. Фигуры нанесены невысоко над полом пещеры без применения каких-либо искусственных подставок; исключение может касаться, пожалуй, только одного случая. Одиночные изображения и группы рисунков размещены в пространстве на некотором расстоянии, сменяя друг друга в горизонтальной плоскости. Наложения почти отсутствуют, но есть примеры перекрывания красной краски черной.
Все изображения дислоцированы только в Большом и Дальнем залах,
в полной темноте; первые фигуры найдены в месте перехода Основного коридора
в Большой зал, в 120 метрах от входа. Один из рисунков воспроизводил
мамонта во вздыбленной позе.
Другой сохранился хуже, но, вероятно, здесь тоже был мамонт с направленными
в него снизу двумя остриями, воспроизводящими стрелы, дротики или копья.
Кроме мамонтов, на одной из стен Большого зала нарисован медведь или носорог –
плохая сохранность фигуры не позволяет точно определить вид животного.
Почти напротив него выполнена композиция из рисунка лошади, вертикальных и наклонных
полос и меандра – вероятно, змеи.
В другом месте зала в полуметре от пола изображена голова лошади.
...одно из центральных мест ансамбля большого зала занимает небольшая зооантропоморфная
фигурка...
Помимо сюжетных, очень многочисленны знаковые изображения.
Преобладают композиции, составленные из одних вертикальных полос, нанесенных
на стены и своды небольших ниш. Почти во всех случаях удается проследить
очевидную количественную группировку линий, что подчеркивается разрывами между
группами, а также их различной пространственной ориентацией.
Отдельные композиции составлены из сочетания линий и других знаковых рисунков.
Например, в двух композициях отмечены рисунки, напоминающие след носорога –
круг с обрамляющими его тремя отрезками. В одной из таких композиций
нарисована змея или ее следовая дорожка, рядом с которой цепочка из семи пятен
– возможно, также отпечатки следов какого-нибудь млекопитающего типа песца или
волка, оставляющего подобные дорожки, хорошо видимые на снегу.
Еще в одной композиции от фигуры какого-то зверя, имеющего сейчас бесформенные
очертания, вниз опускаются крупные пятна краски, образующие два полукруга, в
каждом из которых этих пятен по семь. Подобные одиночные пятна замечены и в
других местах. В небольшом углублении одной из стен нарисована человекообразная
фигура.
Дальний зал имеет значительно меньшие размеры по сравнению с предыдущим. Большая
часть рисунков выполнена на двух громадных плитах потолка, с широким карнизом
под ним. Ближняя к стене плита получила название Черного панно по расположенным
на ней изображениям почти исключительно черного цвета.
Крайние позиции на этом панно занимают фигуры мамонтов, направленные головой
в сторону Большого зала. Если один из мамонтов выполнен в силуэтной манере,
то другой составлен с помощью многочисленных разнонаправленных линий. Между этими
фигурами нанесены три лошади, только одна из которых полностью завершена, бык
и животное с туловищем верблюда, к которому приставлена морда-маска. Еще
одна личина-маска имеет сердцевидную форму с тремя пятнами внутри контура –
глазами и ртом. Поблизости от неё нанесены треугольник и параллелограмм.
На соседней плите, отделенной от первой уступом, в основном красные изображения.
Лучше других сохранились две крупные фигуры – зверя и женщины. Рисунок женщины
схематичен, выполнен широкой линией. Между ее ногами заключены три цепочки пятен;
центральная цепочка проецируется на такую же линию пятен, отходящую от груди
животного, судя по признаку пола самца. Громадный, до 2,3 метра, зверь
своими пропорциями и мощными рогами более всего напоминает быка или носорога.
Остальные фигуры Красного панно, вероятно, сильно разрушены – видны лишь отдельные
мазки и фрагменты линий. Кроме красных рисунков здесь отмечены фрагменты черных
изображений, только одно из которых сохранилось удовлетворительно — мамонт с
длинным хоботом и массивным корпусом, выполненный очень живо тонкой черной линией.
У противоположной стены на своде нанесена композиция с мужской фигурой, двумя
остриями и рядами изогнутых линий, выполненная черной краской.
На этой же стене сохранились и другие знаковые рисунки черного цвета, в том
числе острие и два круга.
Кроме рисунков в пещере отмечены следы скалывания древним человеком поверхности некоторых выступающих из стен блоков известняка. Такие участки сильно напоминают следы от расщепления обычных ядрищ для получения заготовок орудий и оружия.
Естественно, после открытия интереснейшего ансамбля Игнатиевской пещеры встал вопрос о его возрасте: некоторыми специалистами высказывалось мнение о возникновении его в послепалеолитическое время.
С одной стороны, расположение рисунков в более чем сотне метров от входа, в пещерном мраке, отражает воздействие палеолитической традиции. Именно для верхнего палеолита, особенно для его завершающей фазы, характерна дислокация изображений на значительном удалении от входа. Эта закономерность наблюдается в древнейшем настенном искусстве Западной Европы, а также и в Каповой пещере. Однако известны примеры размещения внутри пещер изображений и более позднего времени, например относящихся к железному веку.
О создании росписей в ледниковую эпоху говорят нам и сами рисунки, особенно мамонтов, исчезнувших на этой территории около 10-12 тысяч лет назад. Более точно установить возраст рисунков помогли раскопки в Большом зале. Оказалось, что от посещения древними людьми пещеры образовалась тонкая, состоящая из мельчайших угольков прослойка, прослеживаемая почти по всей пещеры! На этом уровне кроме угольков были найдены и каменные и костяные предметы и, что особенно важно, кусочки охры — минерального пигмента, из которого изготовляли краску. Облик некоторых каменных предметов совпал с присущими только верхнепалеолитическим каменным индустриям. А украшение-подвеска с просверленным отверстием, как установил археозоолог П.А.Косинцев, оказалось выполненной из клыка песца, это животное исчезло с Южного Урала после окончания ледникового века. При раскопках выяснилось, что слой посещения перекрыт сверху тоненькой прослойкой мондмильха, который перекрывает и некоторые рисунки в зале. Это означает относительную синхронность образования хотя бы некоторой части изображений и слоя посещения древними людьми пещеры. Радиоуглеродный анализ показал, что слой образовался примерно около 14-13 тысяч лет назад, и это окончательно подтвердило верхнепалеолитический возраст росписей Игнатиевской пещеры.
Для изучения состава красок некоторые образцы были подвергнуты рентгенографическому и спектроскопическому анализу. По заключению Н.А.Пальчика оказалось, что основу красных красок составляют оксилы железа, чаще всего гематит и гетит. Интересно, что, как и в Ляско, в пигмент делались добавки кальцита, гипса, кварца и полевого шпата, а также апатита органического происхождения, характерного для костных тканей. Такие же добавки характерны и для черных красок, которые подкрашивались, вероятно, углем. В некоторых образцах красной краски оказались и чешуйки слюды. Согласно выводам проведшего эти анализы специалиста, «Эти чешуйки являются украшением краски, поскольку при распределении красок на поверхности они укладываются все параллельно плоскости и красиво блестят от источников света». Каких-либо иных органических наполнителей красок не обнаружено.
Реконструкция среды обитания человека времени создания росписей в Игнатиевской пещере сделана на основании анализов спор и пыльцы, а также костных остатков мелких млекопитающих. Согласно выводам Н.Г.Смирнова, Н.К.Пановой и Г.В.Быковой, период формирования культурного слоя отличается суровым холодным климатом: в окрестностях пещеры существовали открытые остепненные пространства, но вместе с тем существовали и небольшие островки леса, где произрастали в основном сосна и береза.
Коллекция каменных изделий из раскопок и сборов с поверхности в основном из Входного грота Игнатиевской пещеры превышает 1300 экземпляров. Они изготовлялись из различных разновидностей кремня и яшмы, а также песчаника, хрусталя и некоторых иных пород. Среди орудий преобладают скребки, обработанные ретушью пластинки, долотовидные изделия, резцы, проколки и другие. Согласно выводам исследователя, эти предметы близки и материалам стоянки Талицкого и орудиям, найденным при раскопках Каповой пещеры, что объединяет их население общностью происхождения, материальной и духовной культуры.
(«Древнейшее искусство Уральских пещер» В.Н.Широков,
Средне-Уральское книжное издательство,
Екатеринбург, 1995, страницы 29-41, 62)