Эта статья была опубликована в газете «Советская Башкирия» №№151-153 (24130-24131) за 18 августа 1998 года.

Один день из жизни индейцев

Сосны, мелькающие в свете фар, вплотную подступили к дороге. Теперь наш «Москвич» катил по узкому лесному коридору, петляющему из стороны в сторону, иногда вдруг проваливающемуся или взлетающему вверх.

Потом машина сползла с дороги вниз и, пробравшись сквозь моодой сосняк, остановилась. Перед нами, освещенная полной луной, лежала долина. После красот Белорецкого тракта, казалось, нечему больше удивляться, но здесь... Серебреная вечерней росой трава покрывала склоны, сбегающие к реке. Над водой низко ползли клочья тумана. Они почти не закрывали лес на другом берегу. Сосны и березы поднимались сразу за прибрежным ивняком тяжелой однородной массой, из которой вырывались черные пики елей. Лес не уходил вдаль, а выгибался, забираясь выше и выше. А над всем этим возвышалась каменистая громада горы Малиновой.

Оцепеневшие от этого великолепия, мы забыли посигналить. Но снизу, из лесочка вынырнули два огонька-фонарика и направились к нам.

– Вы в «Говорящую Воду»? Из газеты? Давайте вот по этому следу.

Попетляв по полевой дорожке, «Москвич» снова втиснулся в лесной коридорчик и, съехав вниз, развернулся на маленькой лужайке. В свете фар мелькнули обычные туристские палатки, большой навес над костром. Интересно, где же тут индейцы? Нам сказали, что это будет путешествие не только на другой континент, но и в прошлый век.

Мы подошли к костру и уселись на расстеленный брезент. В руках, вдруг, оказались кружки с горячим кофе. Кроме стандартного «Как добрались?» никто ни о чем не спрашивал. Спрашивать должны были мы. Давние слухи об индейском лагере в Башкортостане вот-вот должны были стать реальностью. Но вокруг сидели обычные, в общем, люди. Кто старше, кто моложе. И одеты они были вполне современно. Хотя нет. На шляпе молодого человека, облокотившегося на столб навеса, блеснули скрещенные сабли, а накинутая на плечи синяя куртка оказалась мундиром, явно военного покроя.

– Вы кавалерист?

– Лейтенант второго кавалерийского полка армии Соединенных Штатов, – он приподнял шляпу.

– А здесь Вы как оказались?

– Возвращаюсь после окончания службы домой в Санта-Фе. Пока остановился в агенстве «Говорящая Вода». Я подружился с индейцами.

Тут не выдержал наш водитель.

– Так где-же индейцы?

Лейтенант улыбнулся.

– Индейская земля на том берегу реки. Но сейчас ночь, и лучше их не тревожить. Завтра в стойбище праздник, я приглашен. Думаю, что старейшины не откажутся принять гостей из большого города.

Утром, наскоро позавтракав, мы отправились вверх по реке. Идти пришлось недолго. Хитроумная тропинка через заросли ивняка сменилась каменистой косой, мы попрыгали по камням, уложенным через реку и поднялись на крутой берег.

В лагере индейцев было тихо. Да и невелик был этот лагерь. Четыре конические палатки располагались полукругом охватывая лесную поляну, окруженную соснами. Тонкие шесты поднимались вверх ажурными коронами. Конические двери были закрыты, но изнутри поднимались легкие дымки. Лейтенант объяснил, что эти палатки называются «типи». Он еще рассказывал об отличии типи от вигвамов и других индейских жилищ, сыпал названиями – «хоган», «вакиюп», «длинные дома», но мы уже направлялись к горящему за палатками под навесом костру. Там были слышны голоса.

В ведрах булькало варево, а у костра суетились несколько «индейцев» в возрасте 14-16 лет. Ими командовала девушка, которую мы вчера видели в агенстве.

– Это повар, – пояснил лейтенант, – индейцы не слишком знакомы с пищей бледнолицых. Они хорошо готовят мясо, но последнего дикого бизона застрелили уже давно, а для охоты сейчас не сезон. Правда одна бы Зайка на справилась с приготовлением пищи на все стойбище, поэтому молодые воины и скво помогают ей. Каждый день дежурит одно типи.

Вскоре у костра стало людно. Молодые индецы рассаживались с мисками за длинным столом или рядом на траве. Стоял веселый шум, звяканье ложек, дружеская перебранка. Шляпа лейтенанта уже пребывала на голове маленькой индеанки в голубом платье. Подошли старейшины.

Лейтенант представил нас. Старейшины покивали, а главный военный вождь (не помню, как это по индейски) Белый Волк пригласил к себе в типи.

Мы вошли нагибаясь в низкую дверь и уселись вокруг очага, в котором еще тлели угли. Белый Волк откинулся на гибкую связанную из прутьев спинку, закрепленную на высокой треноге. Индейское кресло, пояснил он. На пологе, идущем по кругу, была развешена одежда, связки трав, украшения из перьев, обручи с натянутой на них нитяной паутинкой. Выше не шестах привязано оружие: луки, боевые палицы.

– Вот этот колчан привезли с Земли Предков из-за Большой Соленой Воды, – рассказывал Белый Волк. – Его сделали индейцы – апачи. А вот это перо прислал нам индеец-лакота из Калифорнии, Пол – Владеет Саблей. А это моя работа. В Говорящей Воде все умеют работать с кожей, бисером, деревом. Даже самые юные наши жители с удовольствием делают маленькие сувениры, наполняя их магией своего труда и окружающей природы.

– А чему посвящен сегодняшний праздник? – спросили мы.

– Джон – Желтые Волосы вернулся на днях из земли белых людей. Он долго жил с ними и занимался их делами (как выяснилось позже, сдавал сессию в Университете). Солнечный Свет ждала его все это время. Сегдня свадьба. А наши молодые воины и девушки будут чествовать жениха и невесту. Они покажут свое мастерство и умение в том чему научились здесь. Примут участие в традиционных состязаниях и конкурсах, получат замечательные призы и подарки.

В полдень у главного костра загудел большой барабан, собирая жителей лагеря. Индейские песни содержат мало слов, но их ритм захватывает всех. Мы смотрели на азартно поющую молодежь, а мне впоминался урок пения в школе у сына, когда класс уныло выводил популярную программную песенку под яростный аккомпанимент на пианино.

Когда вышли старейшины и старшие воины, мы ахнули. Белый Волк говорил что в лагере бережно хранится традиционная одежда, но такого великолепия мы не ждали. Рубахи и платья из белой и коричневой замши, длинная бахрома и пряди конского волоса, бисерная вышивка и раковины каори, орлиные перья, медвежьи когти – это доводилось видеть только в фильмах и кое-что в питерской Кунсткамере. А когда в круг выпрыгнул Красный Бизон и повел за собой воинов в мужской пляске, чувсто реальности пропало совсем. Где же мы? В каком времени и на каком материке? Но большинство молодых индейцев сидели у костра в обычных футболках и ветровках. А над кухней был так же натянут полиэтиленовый тент. Очень поздний резервационный период, – как сказал Белый Волк.

Но вскоре мы перестали сравнивать, нас закружил праздник. Стрелы летящие в цель и мимо, качающаяся на веревке банка сгущенки, в которую нужно попасть из винтовки и потом угощать друзей, кучи хвороста набранные девчонками на скорость и на время, борьба за палочку, дикий рев болельщиков, жених в наброшенном на плечи красном одеяле, важно восседающий на почетном месте.

На церемонию бракосочетания мы не остались, нужно было уезжать. Нас пошел проводить «вачичун» (советник) стойбища – Бродящий по Лесам, он же начальник лагеря «Говорящая Вода» Алексей Алликас. Мы снова сидели под навесом и пили кофе.

– Программа лагеря включает в себя демонстрацию и других индейских обрядов. Мы показываем настоящие индейские игры, танцы, соревнования, постепенно втягивая во все детей. Поначалу молодежь стесняется, а потом... Да вы сами видели.

Информацию об индейцах получаем в основном из литературы. Сейчас книги приходят прямо из Штатов. В августе приедет наш американский инструктор из Сан-Франциско.

Но показ традиций и быта индейцев – это уже вторая или даже третья цель лагеря, хотя те из ребят, кто всерьез заинтересовался традиционными культурами Северной Америки, занимаются в клубе весь год. А сюда приезжают отдохнуть все желающие познакомится с башкирской природой, научится жить в лесу, почувствовать себя более сильным, мужественным и самостоятельным. А мы стараемся, чтобы отдых прошел интересно и с пользой. Участников этой смены еще ожидают многие сюрпризы.

– А есть еще подобные лагеря?

– Да, такие лагеря есть в Штатах и в Канаде. С канадским детским лагерем «Тайвинго» у нас налаживаются связи. В России индейская тематика разрабатывается в Санкт-Петербурге, в Новосибирске, в Тюмени. Но по использованию индеанистики в детских образовательных и досуговых программах, а также по масштабам мы, пожалуй, первые.

– И последний вопрос. Почему, все таки, индейцы? Ведь в Башкортостане есть своя древняя традиционная культура в чем-то, наверное похожая на индейскую.

– Индейцы вышли из детских игр, из любимых книг и фильмов из тезисов и лозунгов «Green Рeaсe». Культуры индейцев и древних башкир действительно очень схожи. За пять лет работы «Говорящей Воды» мы накопили немалый методический опыт, и все пять лет готовили материал по организации башкирского игрового историко-этнографического лагеря. В этом году впервые неподалеку от индейских типи встанут башкирские юрты и детей примет лагерь «Исток». А наши планы идут дальше. Мы видим своей целью создание своеобразного детского национального парка, где можно будет побывать и в башкирском кочевье, и в индейском стойбище, и в древнеславянском городке.

В.Муртазин

Вернуться

Hosted by uCoz