Детский игровой лагерь
«Рифейский Робинзон»

Лагерь «Рифейский Робинзон» отличается от обычных летних лагерей тем, что любой из его участников сумеет выжить, даже оказавшись наедине с дикой природой без туристского снаряжения. Найдет еду, укроется от непогоды, поможет пострадавшему товарищу, грамотно подаст сигнал бедствия или выйдет в обжитую людьми местность.

Фото

«День первый. Подъем был в 7 часов утра. Наш руководитель настолько точен, что разбудил нас ровно в 7.00, и в это же время прозвенел будильник, поставленный на 7.00. Сегодня мы полдня вязали узлы. Еще мы пытались поймать рыбу. Сначала нам это не удавалось, но потом мы набрались опыта и, как бывалые рыболовы, стали ловить рыбу. Мальки попадались один за другим, но мы так и не нашли им применения. А вообще, жизнь в лагере мне очень понравилась с первых часов пребывания здесь. Погода стоит хорошая, прекрасный вид на гору Малиновая.»

«Сегодня после завтрака пошли в лес. Там учились строить всякие-разные шалаши. Пыталась сплести веревку из травы. Она получилась очень непрочная, потому что траву очень трудно связывать. Пока ломала лапник, испачкала все руки в смоле. Теперь вся пятнистая. Пока ходили, видела пихточку красно-оранжевого цвета.»

В лагере учатся многому: вязать узлы и работать с радиостанцией, разжигать костры, делать перевязки и переносить пострадавших, определять азимут и расстояния по карте. Запоминают ядовитые и съедобные растения. Рубят дрова и готовят еду, купаются и ловят рыбу, играют и поют вечерами у костра. Кто-то втягивается в такую жизнь без труда, а кто-то скучает по городу: ванне с горячей водой, холодильнику с продуктами, телевизору...

Часть смены Робинзоны проводят в походах.

Из дневников:

«После завтрака наш отряд пошел в поход на гору Ялангас, которая находилась в 15 километрах от лагеря. Нечаянно прошли тропу, которая вела к горе, и пошли как-то в обход. На первом привале мы взяли азимут на Ялангас и пошли через бурелом, напролом к горе. Было очень жарко из-за сильного солнца, и часто делали привалы. На обед остановились на каком-то сенокосе, где были стол и скамейки. Покушали и пошли в гору. Вода вся кончилась, пить было нечего, воздух нагрелся до 40 С. Добрались до хребта примерно в половине седьмого. Допили последние капли воды и съели яблоки, которые хотели оставить в лагере...

...В шалаше было очень много мошек, которые не давали спать. В 4 часа утра я не выдержал и вышел с пенкой и спальником на улицу, развел костер и уснул. С утра (в 7 часов) я встал и пошел за дровами для завтрака. После завтрака отряд пошел на вершину. На вершине я сфотографировал все горы в округе. Пообедали и пошли обратно в лагерь. После того, как мы пришли в лагерь, приключения кончились.»

Но для некоторых участников лагеря самые интересные приключения только начинались. Пришла пора главного испытания на звание Робинзона – попытки выживания в экстремальных условиях. Проводится экзамен, и ребята, заработавшие максимальное количество баллов получают право жить в лесу в одиночку. Недолго всего несколько дней, но почти без снаряжения и продуктов...

Из дневников:

«Экзамен сдал средне. Весь день горевал о том, что допустил ошибку по азимуту. Думал, что на экстремалку меня не возьмут. Но это оказалось не так. Утром, после завтрака, мы стали собирать вещи. Нам дали пенку, четыре спички, компас, дневник, ручку, рацию и список вещей. Можно было выбрать три вещи, я взял топор, консервную банку и полиэтилен. Из еды нам дали горстку крупы, капельку подсолнечного масла и ложку соли. Мы пошли на свои места в сопровождении инструкторов. Подъем был очень крутым. Меня посадили за горой Малиновая на поляне рядом с родником. Как только я оказался в лагере, я пошел обследовать местность. Здесь очень много съедобных растений, так что жить можно.

Первым делом я стал строить жилище: построил деревянный каркас, покрыл его лапником – и жилище готово. Потом меня стали жрать всякие мухи, и я развел костер. Над своим шалашом я нашел старый чайник, он мне очень пригодился. В лагере нам сказали, что у каждого в радиусе 50 метров спрятан клад – банка сгущенки. Ее я нашел сразу. Заварил себе чаю из мяты, зверобоя и земляники и попил чай со сгущенкой. С дровами пока нет проблем.»
Фото

В зависимости от того, кто из Робинзонов лучше укрылся от непогоды и обустроил стоянку, нашел себе какую-либо еду и соблюдал время выхода на связь (время вычисляли по солнцу, часов с собой ни у кого не было), определялись победители, которых ждали призы. Но не призы, не само соревнование было главным. Во всяком случае, в робинзоновских дневниках о них нет ни слова.

Из дневников:

«Погода опять наладилась. И это главное. Попыталась нарисовать план полянки. Может быть, пока светло, еще чего-нибудь туда дорисую. В районе шести часов сделала себе «салат»: крапива, манжетка, сныть, масло, соль. Теперь жрать не хочется совсем. Сделала новые часы, переделывала их два раза. Все равно не действуют. Сейчас выходила на связь. Слышимость хорошая. Обменялись поздравлениями с хорошей погодой. После дождя понавылезали бабочки и комары. Вот. Жить в лесу – это вам не фунт и даже не килограмм изюма. Это – лучше.»

Фото

Что же, помимо туристских навыков, дает ребятам лагерь? Две недели участники Робинзонады живут без родительской опеки. Готовят еду, стирают одежду, поддерживают порядок. Конечно, многие умели все это и до приезда в лагерь. Но здесь им приходится самим заботиться о себе. И появляется уверенность, что ребята могут справиться с этой ответственностью – предоставленной свободой.